Изменения в Закон «Об акционерных обществах»: блиц-обзор

25 февраля 2011 года Президент Украины подписал ветированный им ранее законопроект о внесении изменений в Закон «Об акционерных обществах». Изменения вступят в силу с момента опубликования (за исключением ряда положений, отменяющих преимущественное право общества на приобретение собственных акций, которые будут действовать с только с  01.01.2012 г.).

Данный законопроект фактически может рассматриваться как новая редакция Закона об АО, поскольку вносит многочисленные правки практически во все разделы вышеупомянутого Закона. В целом разработчики законопроекта ставили перед собой достаточно позитивную задачу - исправить основные недостатки и перекосы в регулировании, а кроме того немного «подрихтовать» текст Закона – устранить некоторые технические и даже лексические ошибки, содержавшиеся в первоначальной редакции. Как мне представляется – с задачей справились достаточно успешно.

Ключевые изменения, внесенные в Закон, выглядят следующим образом:

1. Исключено преимущественное право общества на приобретение акций,  теперь таким правом обладают лишь сами акционеры общества.

2. Уточнено понятие «аффилированного лица» в отношении членов семьи физического лица. Из определения исключен второй обязательный признак – осуществление членами семьи совместной хозяйственной деятельности.

3. Для акционерных обществ, не выпускавших привилегированные акции, отменено требование об обязательном формировании резервного капитала.

4. Изменено определение контрольного пакета акций – теперь  это не «50 и более», а «более 50%», то есть 50%+1 акция.

5. Отменены требования об обязательном листинге акций публичного АО – однако акции такого АО должны быть включены в биржевой список хотя бы одной биржи. Процесс включения акций в биржевой список значительно проще по сравнению с допуском к листингу. Требований к эмитенту биржа не предъявляет, для допуска достаточно подать заявление и информацию о ценных бумагах.

6. Все общества опять обязали делать публикацию о созыве  общего собрания не позднее 30 дней до даты их проведения.

7. Все объявления теперь должны публиковаться в одном официальном печатном органе – официальном печатном издании ГКЦБФР (Бюлетень "Відомості Державної комісії з цінних паперів та фондового ринку").  Ранее к таким органам относились официальные издания и Верховной Рады Украины, и Кабмина, что, безусловно, затрудняло процесс получения акционерами информации.

8. Уточнен порядок создания АО одним лицом – учредительное собрание не проводится, оформляется решение учредителя, если учредитель – физическое лицо – его подпись должна быть заверена нотариально.

9. Требование о том, что  стоимость имущества, которое вносится как оплата за ценные бумаги, должна соответствовать его рыночной стоимости, распространено на все общества (ранее это требование применялось только к публичным АО и АО с государственной/коммунальной долей в капитале).

10. Исключена возможность компенсации акционерам затрат на проведение собрания в том случае, если собрание проводится ими по собственной инициативе и за счет своих средств (ранее -  по решению собрания им могли компенсировать документально подтвержденные расходы за счет АО).

11. Уточнен порядок составления перечня акционеров, которые имеют право на участие в общем собрании – такой перечень составляется по состоянию на 24 час за три рабочих дня до даты собрания.

12. Предложения относительно кандидатов в состав органов общества теперь можно подавать не за 20 дней до даты собрания, а за семь.

13. Увеличен срок, в течение которого должно быть проведено внеочередное общее собрание – в течение 45 дней с даты получения обществом требования  о созыве (ранее – 30).

14. Установлен  пятидневный срок, в течение которого акционер должен отправить письменный ответ с результатом голосования в случае проведения общего собрания заочно (принятия решения методом опроса). Ранее такой срок не был определен.

15. В наблюдательный совет теперь снова можно избирать юридических лиц (прежняя редакция это запрещала).  Введен запрет на передачу членом наблюдательного совета своих полномочий другому лицу, однако он не распространяется на членов наблюдательных советов – юридических лиц. Более того, закреплена достаточно странная норма о том, что юридическое лицо может иметь неограниченное число представителей в наблюдательном совете.

16. Уточнен порядок формирования наблюдательного совета в частных АО по принципу представительства (ранее этот принцип упоминался, но не раскрывалась его суть).

17. Акционеры теперь будут иметь право требовать выкупа принадлежащих им акций не только в случае изменения типа общества с публичного на частное, но  и наоборот – при смене с частного на публичное.

18. Снижены требования к большинству, необходимому для принятия решения по значительным сделкам  - решение о совершении сделки на сумму, составляющую 50% и более от стоимости активов общества, теперь может быть принято большинством в более чем 50% голосов от общего количества акционеров (ранее требовалось ¾ голосов от общего количества).

19. Существенно расширен и конкретизирован  перечень лиц, которые квалифицируются законом как имеющие заинтересованность в сделке (ст. 71).

20. Формирование ревизионной комиссии/избрание ревизора теперь является необязательным.

21. Внесены многочисленные уточнения в статьи, регулирующие процедуру прекращения обществ.

Позитивно можно оценить и внесение изменений в заключительные положения Закона об АО, в которых детально описывается порядок  приведения уставов и иных внутренних документов АО в соответствие с требованиями Закона. Важным является положение о том, что замена (переоформление) лицензий, разрешений, свидетельств, иных документов разрешительного характера, а также документов, которые подтверждают права акционерного общества на имущество, в связи с приведением деятельности такого общества в соответствие с требованиями Закона, осуществляются бесплатно.  

Единственным принципиальным моментом, о котором можно сожалеть, является то, что достаточно прогрессивная норма о предоставлении держателю пакета акций свыше 95% акций права на принудительный выкуп акций у миноритариев была исключена из законопроекта по требованию Президента Украины.