Государственная экологическая инспекция: права или не права?

Государственная экологическая инспекция организовывает и осуществляет контроль соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, рационального использования, восстановления и охраны природных ресурсов, соблюдения требований экологической безопасности и так далее. Для выполнения возложенных на нее задач Государственная экологическая инспекция (далее Госэкоинспекция) имеет достаточно широкий спектр прав. 

Некоторые из прав рассмотрим детальнее.

В частности, Госэкоинспекция может обследовать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации, военные объекты и др. на предмет соблюдения ими требований законодательства про охрану окружающей природной среды, рациональное использование, восстановление и охрану природных ресурсов. Кроме того, Госэкоинспекция имеет право обследовать учреждения и организации на предмет обращения с отходами и опасными химическими веществами, а также на соответствие нормам экологической и (в пределах своей компетенции) радиационной безопасности. 
Госэкоинспекция также может проверять документы на право специального использования природных ресурсов (лицензии, разрешения и т.д.)

В контексте полномочий Госэкоинспекции особый интерес у субъектов, подлежащих контролю с ее стороны, вызывают проверки, которые данный государственный орган имеет право проводить.

Следует отметить, что помимо специального нормативно-правового акта, порядок проведения проверок Госэкоинспекцией регулируется также Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 5 апреля 2007 года № 877-V. Этот Закон касается проверок лишь субъектов хозяйственной деятельности, и не берет во внимание проверки органов государственной власти и местного самоуправления.

Данный нормативно-правовой акт выделяет плановые и внеплановые проверки. Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона, плановые проверки проводятся в соответствие с годовыми или квартальными планами. Данные планы утверждаются органом государственного надзора (в нашем случае – это Госэкоинспекции) до 1 декабря года, предшествующего плановому контролю, или до 25 числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому контролю. Количество проверок определяется степенью риска объекта, который подлежит проверке. Согласно ч. 3 ст. 5 данного Закона, субъекты хозяйствования, подлежащие проверкам, подразделяются на три группы: с высокой,средней и незначительной степенями риска.

В сфере экологической безопасности степени риска объектов определяются в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 19 марта 2008 года № 212 «Об утверждении критериев распределения субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности для окружающей природной среды и периодичности проведения мероприятий государственного надзора (контроля)».

Таким образом, согласно п. 5 вышеуказанного Положения Кабинета Министров, плановые мероприятия государственного надзора (контроля) за деятельностью субъектов хозяйствования с высокой степенью риска проводятся не чаще 1 раза в год, со средней степенью риска – не чаще 1 раза в два года, а с незначительной степенью риска – не чаще 1 раза в три года.

Госэкоинспекция обязана в письменном виде уведомить субъекта хозяйствования о проведении плановой проверки не позже, чем за 10 дней до ее проведения. Уведомление может быть отправлено рекомендационным письмом или телеграммой, или же лично вручено руководителю либо уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под расписку. В случае нарушения данной процедуры, субъект хозяйствования имеет право не допустить представителей Государственной экологической инспекции к проверке предприятия. Срок проведения плановой проверки не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – 5 рабочих дней. Продление срока проведения проверки не допускается.

Внеплановые проверки могут проводиться только в случаях, прямо предусмотренных ст. 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». К ним, например, относятся: заявление самого субъекта хозяйствования; выявление недостоверных данных при проверке документов проверяемого лица; необходимость проверки выполнения субъектом хозяйствования предписаний, полученных во время плановой проверки и так далее. Причем, представитель Госэкоинспекции при внеплановой проверке имеет право фиксировать лишь те факты, которые необходимы для проверки обстоятельств, повлекших внеплановую проверку. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – 2 рабочих дня. Продление срока проведения внеплановой проверки не допускается.

В случае выявления нарушений в деятельности субъектов, подлежащих проверке, представители Государственной экологической инспекции могут применять предусмотренные законодательством меры для прекращения нарушений.

Так, к примеру, они имеют право ограничивать или приостанавливать деятельность предприятий, учреждений и организаций и эксплуатацию объектов, а также ставить вопрос перед Министерством экологии и природных ресурсов о прекращении деятельности данного субъекта. Кроме того, представители инспекции уполномочены опломбировывать помещения, оборудование и аппаратуру, относительно которых было принято решение об ограничении деятельности. При наличии соответствующих оснований, инспекторы также имеют право составлять акты проверок, протоколы об административных правонарушениях и т. п. Однако, необходимо помнить, что все действия представителей Государственной экологической инспекции могут быть оспорены в вышестоящих  органах, а также в суде в установленном законодательством порядке.

Примечание:

Положение о Государственной экологической инспекции Украины утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 17 ноября 2001 года № 152. Данное Положение регулирует вопросы деятельности Государственной экологической инспекции, в частности, ее права, обязанности, структуру органов и т. д. Государственная экологическая  инспекция осуществляет свои полномочия в составе Министерства экологии и природных ресурсов Украины.