Ярослава Оника комментирует для "Деловой столицы" закопроект об индустриальных парках

Парк особых развлечений

Под видом создания условий для привлечения инвестиций депутаты узаконили теневое выделение земли

На минувшей неделе парламент принял в целом законопроект "Об индустриальных парках". Документ создает специальные условия организации предприятий на заброшенных заводах или территориях.

Что позволит, как уверяют авторы законопроекта, не только возродить высокотехнологичное производство, но и привлечь в страну дополнительные инвестиции. Однако главным кушем для таких "инвесторов" будут земельные участки, которые теперь можно будет получать с минимальной затратой сил и средств.

Законопроект "Об индустриальных парках" (№8396) разработан разношерстной группой депутатов (экс-"нашеукраинцем" Владиславом Каськивым и экс-бютовкой Натальей Королевской в соавторстве с "регионалами" Михаилом Чечетовым и Леонидом Литвиновым).

И подан в парламент сразу после презентации инвестиционной реформы, которую активно пропагандировал Виктор Янукович. Авторы документа уверяют, что новый закон поможет дополнительно создать более 300 тыс. рабочих мест и обеспечить дополнительный ежегодный прирост ВВП на уровне 2,5%. "Имея высококвалифицированные и сравнительно недорогие человеческие ресурсы, а также упрощенную систему землеотвода для индустриальных парков, льготы для управляющих компаний,

Украина сможет стать лидером инвестиций в регионе. Один индустриальный парк, в работе которого будут принимать участие 10–15 компаний, сможет обеспечить приток инвестиций не менее $200 млн в год и создание от 2,5 до 20 тыс. рабочих мест в зависимости от вида индустрии", — считает г-н Каськив.

Новый закон открывает поистине безграничные возможности для организации индустриальных парков. Инициировать этот процесс смогут как органы власти, так и компании и даже частные лица. А управлять парком будет специально отобранная на конкурсе компания, которая должна представить бизнес-план этого проекта. Хотя закон не содержит ни четких критериев, по которым должен определяться победитель такого конкурса, ни описания обязательных составляющих концепции развития парка.

Особых стимулов открывать предприятие именно внутри парка у инвесторов нет. Перечень льгот для них довольно скромен: субсидии из госбюджета на уплату таможенных пошлин при ввозе инновационного и энергосберегающего оборудования, на возвращение кредитов, привлеченных на создание индустриального парка, а также на увеличение выпуска промышленной продукции и снижение расходов на ее производство. При этом механизмы контроля над использованием субсидий не предусмотрены.

Чуть ли не единственным четким критерием работы парка является его площадь — от 15 до 700 га. Причем выделяемая под новое строительство земля может быть любого, в том числе и сельскохозяйственного назначения. Непонятно, каким образом эта норма будет согласовываться, например, с мораторием на смену целевого назначения аграрных земель. Кроме того, законопроект предполагает, что, построив на арендованных землях индустриального парка здание, компания сможет затем претендовать на выкуп участка. "Во-первых, это схема по сравнительно легкому выведению наделов из государственной или коммунальной собственности. А во-вторых, земля легко может оказаться в руках иностранных граждан или компаний", — говорит старший юрист международной юридической фирмы Integrites Ярослав Абрамов.

Если у местной общины или госоргана, к которым инвесторы обратились с идеей создания парка, нет свободных земельных участков, территория под новый проект может быть выкуплена или изъята у частных собственников "по согласованию сторон" с компенсацией понесенных затрат.

Но Земельный кодекс оговаривает исчерпывающий перечень оснований для прекращения права собственности и права пользования наделами. И в нем нет формы отчуждения наделов, предлагаемой законом "Об индустриальных парках". "Близкими по смыслу являются добровольный отказ собственника или пользователя от земельного участка или же их отчуждение по мотивам общественной необходимости либо для общественных нужд.

Однако добровольный отказ от надела не предусматривает какой-либо денежной компенсации. А Закон "Об отчуждении земельных участков, других размещенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности, для общественных потребностей либо по мотивам общественной необходимости" не оговаривает возможности забрать надел для создания на нем индустриального парка", — говорит партнер ЮФ "Кибенко, Оника и Партнеры" Ярослава Оника.

Но ключевой льготой является упрощенная процедура выделения земли. Согласно документу земельные участки государственной или коммунальной собственности могут в обход норм Земельного кодекса предоставляться управляющей компании без аукциона на правах аренды на срок до 30 лет. При этом закон предполагает, что дальнейшая сдача в субаренду возможна уже без дополнительного согласования с инициатором создания парка.

"Это противоречит не только Земельному кодексу, но и общим принципам регулирования отношений аренды", — отмечает управляющий партнер адвокатского объединения Arzinger Тимур Бондарев в комментарии "ДС".

Формально, чтобы избежать нецелевого использования земельных участков, законом предусмотрена процедура ликвидации индустриального парка. Сделать это можно либо через год после того, как инициатор не выбрал себе управляющую компанию, либо через три года после того, как эта компания не начала реализовывать согласованный бизнес-план парка.

И в течение всего этого времени на территории, выделенной в льготном порядке местными властями или госорганом, можно вести практически бесконтрольную деятельность. "Нет никаких механизмов ответственности ни управляющей компании перед инициатором парка, ни предприятий, работающих на его территории, перед управляющей компанией", — отмечает Ярослав Абрамов.

Украину рассорят с ВТО

Авторы законопроекта заложили в документ основу для возможных конфликтов с участниками международного торгового клуба. Одна из норм документа предполагает, что инициатор индустриального парка должен привлекать к его работе сотрудников — граждан Украины, в том числе и уволенных в связи с ликвидацией государственного или коммунального предприятия, на месте которого будет создан парк. А существенным условием договора об осуществлении хозяйственной деятельности на территории парка является преимущественное использование труда граждан Украины.

Такие положения законопроекта противоречат нормам ВТО о свободе передвижения услуг и рабочей силы. Ведь, согласно нормам ВТО, каждый из ее членов должен предоставить поставщикам услуг другого участника организации режим поставок не менее благоприятный, чем для отечественных компаний. Нарушение этих правил может привести и к нарушению положений ст. 18 Конституции, согласно которым внешнеполитическая деятельность Украины должна быть направлена на взаимовыгодное сотрудничество с членами международного сообщества.