Фиктивные ценные бумаги: грядет ли глобальная «зачистка» украинского фондового рынка?

Регулятор всерьез надумал почистить рынок. Об этом свидетельствует содержание законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения требований к эмитентам ценных бумаг». Если указанный законопроект будет принят в существующей редакции, ГКЦБФР получит еще один рычаг для борьбы с эмитентами, которые по ряду своих признаков не отвечают столь высокому званию.  
Итак, каков механизм работы? В законопроекте определены признаки, по которым ценные бумаги эмитента могут быть признаны фиктивными – таких признаков всего 24. Критический порог образуют любые шесть признаков – при их наличии ГКЦБФР может признать ценные бумаги фиктивными. Даже беглый обзор признаков, перечисленных в законопроекте, показывает, что достаточно много эмитентов будут находиться в зоне риска.  
Признаки, свидетельствующие о фиктивности ценных бумаг, можно разделить на две группы.

Первая группа признаков достаточно явно указывают на то, что с ценными бумагами эмитента могут быть проблемы. Среди таких признаков, в частности: 
- отсутствие у участников подтвержденного источника собственных средств, 
- низкий уровень выручки от реализации (менее 3% от валюты баланса), 
- активы более чем на 50% сформированы финансовыми инвестициями и кредиторской задолженностью; 
- средние затраты на оплату труда меньше или равны минимальной заработной плате; 
- количество сотрудников - два и менее; 
- отсутствие эмитента по местонахождению и др.

Вторая группа признаков, по сути, может служить лишь дополнительными классифицирующими критериями. Так, о фиктивности ценных бумаг могут свидетельствовать такие достаточно распространенные явления как:  
- оплата акций в неденежной форме (при этом непонятно, о каком пакете акций речь); 
- наличие среди учредителей лица, которое является учредителем в других акционерных обществах; 
- наличие среди участников физических лиц; 
- наличие в составе участников нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах; 
- количество участников менее 3 лиц; 
- наличие участников, владеющих более чем 25% уставного капитала; 
- отсутствие главного бухгалтера; 
- объем дополнительной эмиссии - более 15 млн. 
- изменение типа общества с частного на публичное и др. 
Однако проект не делает таких разграничений – наличия любых шести признаков достаточно для того, чтобы Комиссия могла признать ценные бумаги фиктивными. Такой подход представляется несколько механистичным. По сути, основными признаками должны служить признаки первой группы. Кроме того, Комиссия должна иметь возможность более гибкого подхода – например, признать ценные бумаги фиктивными и при наличии меньшего количества признаков, чем шесть. Нет смысла привязываться к количеству – главное чтобы решение Комиссии было  
обоснованным и аргументированным. 
Каковы же последствия признания ценных бумаг фиктивными? Проект предусматривает следующую логическую цепочку: 1) прекращение их обращения сроком до одного года; 2) аннулирование регистрации выпуска ценных бумаг (для АО - одновременно с заявлением в суд о ликвидации общества) тех эмитентов, которые в течение года не обратились с заявлением о возобновлении обращения и не предоставили в ГКЦБФР запрашиваемую информацию.  
Установлена административная и финансовая, а возможно и уголовная ответственность за совершение операций с такими ценными бумагами. Кроме того, ГКЦБФР будет иметь возможность отказывать в регистрации выпуска ценных  
бумаг, имеющих признаки фиктивности.

В целом законопроект содержит достаточно много ограничений, которые будут эффективно работать против проникновения на рынок недобросовестных эмитентов:   установлены дополнительные требования к эмитентам облигаций, а также случаи, когда эмитент должен провести досрочный выкуп облигаций; вводятся квалификационные требования к должностным лицам эмитентов – высшее образование и трехлетний опыт работы (очевидно для уменьшения количества пресловутых «зиц-председателей»); введены ограничения на распоряжение денежными средствами, привлеченными эмитентов в результате публичного размещения (до момента регистрации отчета о результатах размещения в ГКЦБФР). 

Указанные меры, бесспорно, будут способствовать очищению фондового рынка от значительного количества так называемых «мусорных» ценных бумаг, которые сегодня активно используются для реализации самых разнообразных схем. Такая очистка рынка будет способствовать повышению уровня доверия инвесторов. Главное, чтобы с водой не выплеснули и младенца – под глобальную чистку не должны попасть добросовестные эмитенты, которые по несчастливому стечению обстоятельств будут подпадать под упомянутые выше зловещие шесть признаков.